Игровая технология
Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся считается игра. Игра является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С ее помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации и сосредоточивать игровые действия вокруг реальных проблем и отношений. В процессе игры учащиеся используют, прежде всего, свой личный опыт, а также свои представления об опыте разыгрываемого героя, то есть через подражание формируется своеобразная цепочка действий, воспроизводящая опыт взрослых. В ходе игры учащиеся не копируют точно взрослых, а, подражая им, действуют по - своему.
Включая игры в учебный процесс, я увидела, что это заметно повышает интерес к учебному предмету, создает ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. В игре воссоздается предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий формирования личности.
Учебная игра как технология обучения давно интересовала ученых и практиков. Начало разработки общей теории игры следует отнести к трудам Ф. Шиллера и Г. Спенсера. Значительный вклад в данную теорию внесли Гросс, Пиаже, Валлон и др. В отечественной педагогике и психологии теорию игры разрабатывали К.Д.Ушинский, А.А. Вербицкий, О.С. Газман, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин и др.
Модель №1« Географическая эстафета»:
Учитель задаёт вопрос ученику, ученик отвечает и предаёт указку следующему при этом задаёт вопрос. Если участник эстафеты отвечает на вопрос неправильно, тот лишается права задать вопрос .
Модель№2 « Четвёртый лишний»:
На игровом поле помещено 4 понятия: Полярная ива, Ягель, Лишайник, Клён. Учитель спрашивает, какое из этих понятий лишнее.
Джомолунгма, Монблан, Байкал, Эльбрус - учащиеся определяю лишний географический объект, и показываю его на карте или определяют на контурной карте.
Модель№3:« Ещё быстрей»:
На настенной карте в разброс прикрепляю цифры от 1-15 . Каждой цифре соответствует определённый географический объект. Секундомером засекаю время и ученик должен показать и назвать по порядку все 15 объектов. Спросив нескольких учащихся положение цифр можно поменять.
Перечень дидактических игр для организации деятельности
№ |
Название дидактической игры |
Автор |
1 |
Игра «Отгадай-ка» 6 класс |
Кугут И.А., учитель географии 1 категории МОУ СОШ №32 «Эврика-развитие» г. Волжского Волгоградской области. |
2 |
Игра «Своя игра» |
|
3 |
Звездочет. Евразия. 7 класс |
|
4 |
Географический тир. 7 класс |
|
5 |
Путешествие по южным материкам |
|
6 |
Географический конструктор |
|
7 |
Географический гольф |
|
8 |
Покори вершину |
|
9 |
Ловцы жемчуга |
|
10 |
Географическая мозаика |
|
11 |
Географический калейдоскоп |
|
12 |
Воздушный бой |
|
13 |
Что? Где? Когда? |
|
14 |
Виртуальный круиз |
|
15 |
Географичекий бильярд |
|
16 |
Кто хочет стать миллионером? |
|
17 |
Географическая тропа |
|
18 |
Звездный блиц |
|
19 |
Поле чудес |
|
20 |
Географическое лото |