Проблемное обучение
Проблемное обучение понимается как дидактический подход, учитывающий психологические закономерности самостоятельной мыслительной деятельности человека. Несмотря на разные точки зрения на проблемное обучение (М.Н.Скаткин, И.Я. Лернер, М.И.Махмутов, В.Оконь), общим для всех исследователей является следующее: основными элементами проблемного обучения дидакты, как и психологи, считают создание проблемных ситуаций и решение проблем.
Главный элемент проблемной ситуации – неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения нужного действия. Но не всякая проблемная ситуация неизбежно побуждает мышление. Мышление не возникает, если у субъекта нет потребности в разрешении проблемной ситуации, а также отсутствуют исходные знания, необходимые для начала поиска. Для возникновения этого начала надо проанализировать проблемную ситуацию.
В процессе анализа проблемной ситуации определяется тот элемент, который вызвал затруднение. Таким элементом считается проблема. (М.И. Махмутов).
Процесс обучения методами проблемного обучения состоит из четырех этапов:
I. Создание проблемной ситуации и осознание проблемы.
II. Формулирование гипотезы.
III. Поиск решения и доказательство гипотезы.
IV. Решение проблемы
Например: «Какие изменения, наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?»
«Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует или затрудняет развития хозяйства»